Инструктивно-методическое письмо Министерства Образования республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году»
Приложение
12
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
Основными задачами изучения учебного предмета
«Физика» являются:
-
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к
полноценной жизни в обществе;
-
развитие
представлений о физике как части общечеловеческой культуры, ее значимости для
общественного прогресса, идеях и методах физической науки, границах
применимости физических законов и теорий, роли выдающихся ученых в развитии
физики;
-
освоение
системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологий;
-
формирование
основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры грамотного экологического
поведения в окружающей среде, значимости физики для установления гармонии между
человеком и природой;
-
формирование
ключевых компетенций, в рамках которых учащиеся должны овладеть умениями
проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, планировать,
выполнять и оценивать результаты физических экспериментов, применять полученные
знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации; использовать
физические знания в практической деятельности;
-
овладение
умениями применять полученные знания для обеспечения безопасности жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
воспитание стремления
к познанию природы, готовности к морально-этической оценке использования
научных достижений, чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
Обращаем
внимание, что с 2016/2017 учебного года
учебный предмет «Физика» будет изучаться начиная с VII класса. Общее
количество учебных часов на изучение учебного предмета «Физика» на II ступени
общего среднего образования остается неизменным, поскольку в IX классе
физика в дальнейшем будет изучаться в количестве трех учебных часов в неделю.
В 2016/2017
учебном году используются следующие учебные программы:
для VII-IX классов:
Вучэбныя праграмы для
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Фізіка. VI–XI
класы. Астраномія. XI клас. –
Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;
Учебные
программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.
Физика. VI–XI
классы. Астрономия. XI класс. – Минск: Национальный институт
образования, 2012;
для Х класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і
выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў
агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (базавы ўзровень)». – Мінск:
Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и
воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные
программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения и воспитания. Х класс (базовый
уровень)». – Минск:
Национальный институт образования, 2015;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і
выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў
агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (павышаны ўзровень)». – Мінск:
Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и
воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные
программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения и воспитания. Х класс (повышенный уровень)». – Минск:
Национальный институт образования, 2015;
для ХI класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і
выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў
агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск:
Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и
воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные
программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)». – Минск: Национальный институт
образования, 2016;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і
выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў
агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (павышаны ўзровень)». – Мінск:
Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и
воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные
программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения и воспитания. ХI класс (повышенный уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2016.
Обращаем внимание на изменения в
содержании учебных программ для ХI класcа:
Базовый
уровень
|
Повышенный
уровень
|
Исключены темы
|
|
Вынужденные
электромагнитные колебания.
Преобразование
переменного тока.
Призма.
Ход лучей в призме.
Дисперсия
света. Спектр. Спектральные приборы.
Преобразования
Лоренца. Пространство и время в специальной теории относительности.
Квантово-механическая
модель атома водорода.
Спонтанное
и индуцированное излучение.
Энергетический
выход ядерных реакций.
Ионизирующие
излучения. Элементы дозиметрии.
|
Преобразование
переменного тока.
|
Исключены лабораторные работы
|
|
«Наблюдение
сплошного и линейчатого спектров»
|
«Наблюдение
сплошного и линейчатого спектров»
|
Добавлены темы
|
|
Действие
электромагнитного излучения на живые организмы.
Действие
ионизирующих излучений на живые организмы.
Сферические
зеркала.
|
Различные
виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Действие
электромагнитного излучения на живые организмы.
Наблюдение
и применение интерференции света.
Сферические
зеркала.
Поперечность
световых волн. Поляризация света.
Дисперсия
света. Спектр. Спектральные приборы.
Действие
ионизирующих излучений на живые организмы.
Импульс
фотона.
|
Добавлены лабораторные работы
|
|
Определение
ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
Измерение
жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника.
|
Определение
ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
Измерение
жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника.
|
Упрощена лабораторная работа «Изучение тонкой собирающей линзы»
|
|
В учебной
программе базового уровня увеличен объем учебного материала, предъявляемого на
уровне представления, снижен уровень сложности практической составляющей
содержания учебной программы.
В учебной
программе повышенного уровня увеличен объем учебного материала, предъявляемого
на уровне понимания, усилены требования к умениям решать сложные задачи.
Для
организации процесса обучения и подготовки к учебным занятиям учителю рекомендуется
использовать дополнительные материалы, размещенные на Национальном
образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс.
2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Физика).
Предлагаем использовать в образовательном процессе материалы работ
победителей заключительного этапа XI Республиканского конкурса «Компьютер.
Образование. Интернет»:
«Электронный
модуль «Электромагнетизм»» (Лебедкина Наталья Викторовна, преподаватель физики,
Шавейко Алла Александровна, преподаватель специальных дисциплин УО «Минский
государственный колледж электроники»);
«Виртуальная
лаборатория. Физика, 6 класс» (Борисенко Александр Александрович, Тишкевич
Светлана Александровна, учителя информатики ГУО «Поселичская средняя школа»
Хойникского района Гомельской области).
При проведении фронтальных
лабораторных работ в VII-XI классах и практикумов по
решению задач в X-XI классах осуществляется деление класса на 2 группы в
соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования. Деление класса на 2 группы при наполняемости классов меньше нормы при
проведении фронтальных
лабораторных работ и практикумов по решению задач осуществляется
в соответствии с пунктом 57
Положения об учреждении общего среднего образования.
Основными
задачами методической деятельности в 2016/2017 учебном году являются:
– совершенствование
образовательного процесса по учебному предмету «Физика»;
– обобщение
и распространение эффективного педагогического опыта преподавания физики на
базовом и повышенном уровнях изучения в условиях профильного обучения;
– обеспечение системной допрофильной
подготовки учащихся на II ступени общего среднего
образования;
– реализация компетентностного подхода в
преподавании физики;
– методическое сопровождение роста
профессиональной компетентности учителей физики и их успешной аттестации.
На заседаниях методических
формирований учителей физики рекомендуется рассмотреть актуальные
вопросы теории и методики преподавания физики с учетом методических
рекомендаций, опубликованных по итогам мониторинга качества образования в
учреждениях общего среднего образования, и эффективного педагогического опыта
работы учителей района в условиях профильного обучения.
Предлагается
следующая тематика заседаний:
-
принципы
отбора, систематизации и адаптации предметного содержания на учебных занятиях с
учетом базового и повышенного уровней изучения предмета;
-
пути реализации
компетентностного подхода в образовательном процессе по физике;
-
система
деятельности учителя в обеспечении качества физического образования при
организации допрофильной подготовки учащихся;
-
организация
эффективной учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях по физике;
-
пути и
методы совершенствования рефлексивной деятельности на учебных занятиях по
физике;
-
способы
формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся;
-
представление
опыта педагогической деятельности учителя физики в использовании эффективных
образовательных практик по реализации допрофильной подготовки и профильного
обучения учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий