Translate

Книги с играми по физике

"... в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества"
Ф.Шиллер
Одним из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры.
Назначение дидактических игр  развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразительности и др. и закрепление знаний, приобретенных на уроках.
Применение дидактических игр позволяет решать следующие педагогические задачи:
  • воспитание интереса к учению;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • повышение эффективности обучения;
  • облегчение процесса учения;
  • улучшение психологического климата в коллективе.

При этом важно обеспечить выполнение ряда дидактических требований: игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся, в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.
Наверное, наибольшим интересом, из всех дисциплин, изучаемых учениками в школе, пользуется физика, дающая представление об окружающем мире и являющейся основой научно-технических знаний, подчёркивая взаимосвязь изучаемых явлений с реалиями жизни. А в нашей жизни игры имеют очень большое значение, т.к. всякая деятельность, связанная с условностями – это игра.
Поэтому игра позволяет в достаточно короткие сроки обеспечить усвоения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых при закреплении и усвоения законов физики.

Вашему вниманию предлагаю книги с играми по физике:

100 игр по физике
100 оригинальных игр – ролевых, настольных, деловых и многих других предлагает учителю физики автор книги И.Я. Ланина.
Игры распределены по темам программы курса физики VII – IX классов, имеют подробные описания и методические указания. Они дают возможность шире использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес учащихся к учебе и эффективность урока.

Дидактическая игра на уроках физики – в пособии представлен педагогический опыт А. Н. Нелегач, учителя СШ №55 г. Гомеля, об использовании дидактических игр как средства развития познавательной активности учащихся, воспитания интереса к физике.
Разнообразные виды игр будут полезны учителям физики как дидактический материал, а также как стимул профессионального роста при поиске новых идей, новых видов уроков.

Солнечная система в стихах для малышей и не только )))

Изучаем Солнечную систему:

Солнце:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.

Планеты: 
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. 

Меркурий:
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.

Венера:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. 

Земля:
На планете чудеса:
Океаны и леса, 
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Луна:
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.

Марс:
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.

Фаэтон и Пояс астероидов:
Меж Юпитером и Марсом
Не мешало бы прибраться –
Там осколки от планеты, 
А вот веника-то нету.

Юпитер:
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.

Сатурн:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.

Уран:
Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.

Нептун:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима. 

Плутон:
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.

Автор: Олеся Емельянова.

Такое сложное понятие "относительно..." и электронные средства обучения.

В учебнике по физике для 7-го класса есть определение:
Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени называется механическим движением.

В 1964 году режиссёром Семёном Райтбуртом на Втором творческом объединении киностудии «Моснаучфильм» был снят короткометражный научно-популярный фильм «Что такое теория относительности?».

Белорусское НПЧУП "Инфотриумф"  разработало программный комплекс "Наглядная физика. Введение", в котором есть интерактивная модель "Относительность движения". Пользователь может выбирать систему отсчета и тело движения и изменять скорость движения тела (рис.1, 2, 3).
Рис. 1 Система отсчета - Берег, Тело движения - Мяч.

Рис. 2 Система отсчета - Берег, Тело движения - Мяч.


Рис. 3 Система отсчета - Плот, Тело движения - Пропеллер.

Используя материалы научно-популярного фильма "Что такое теория относительности?" и интерактивную модель "Относительность движения"  такое сложное определение как "относительно..." будет усваиваться легче.



Образовательные видеоканалы в помощь педагогу


1. Tesla Kids https://goo.gl/Xt5Xbf
На этом ресурсе учебное видео представлено в игровой форме. Фокусы, опыты, эксперименты по биологии, физике и химии, занимательная география и многое другое. Например, "Почему горит лампочка?", "Эксперимент Извержение вулкана", "Страны мира для детей", "Сообщающиеся сосуды" и многое другое. Здесь я нашла и специальные видеоюжеты для девочек с тематикой от "Как покрасить волосы мелками для волос" до подготовки к будущей семейной жизни - "Уход за детьми: рост и вес ребенка".
Почти каждый сюжет сопровождается диалогом персонажей – человека и какой-либо игрушки (черепашки-ниндзя Донателло, куклы Алены, пони Пинки Пай и др.). Поначалу это меня немного смутило, но потом стало вполне привычно.
Есть ролики и в стихотворной форме. А есть и видео, где дети самостоятельно «химичат».
Смотреть забавно и увлекательно, информация подается ненавязчиво и очень доступно. Сюжеты предназначены преимущественно для дошкольников и учащихся начальной школы. Можно рекомендовать детям к просмотру с родителями.

2. MinuteEarth https://goo.gl/Tokq5i

Материалы представлены значительной коллекцией небольших познавательных видеороликов. Сюжеты посвящены нашей планете и отдельным вопросам взаимоотношений между людьми. Например, поднимаются такие темы: «Действительно ли мы на 99 % шимпанзе?», «Насколько опасны прививки?», «Как грибы влияют на дождь» и др.
Большинство роликов продолжаются 2-3 минуты. Речь диктора сопровождается забавной анимацией. К сожалению, весь материал представлен на английском языке, только частично ролики снабжены русскими субтитрами. В этом случае можно заранее самостоятельно озвучить их, комментировать происходящее по ходу, а можно дать школьникам задание придумать закадровый текст.
Есть версия канала с переводом на русский https://www.youtube.com/watch?v=sPyFXTygrs8
Видеосюжеты отлично подойдут для просмотра, например, в летнем экологическом лагере.

3. Настоящей находкой станет ресурс VERITASIUM https://goo.gl/yR7jHi

Это англоязычный образовательный видеоканал, где размещены ролики продолжительностью от 2 до 12 минут. Здесь изобилие научных и инженерных видео с участием экспериментов, экспертных интервью, демонстраций и обсуждения с общественностью различных вопросов науки.
Главное отличие роликов данного видеоканала от других – проблемное изложение материала и решение необычных задач. Поднимаются разнообразные вопросы: «Как построили пирамиды?», «13 заблуждений о глобальном потеплении», «Выученная беспомощность», «Как работает транзистор?» и многое другое. Рассматриваются различные версии, мнения обывателей и специалистов.
Число 42 в логотипе канала означает ответ на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого» (из книги из книги «Автостопом погалактике» Дугласа Адамса).
Ролики заинтересуют аудиторию подростков, старшеклассников, студентов.
Некоторые видеосюжеты сопровождаются русскими субтитрами.
Есть версия канала с переводом на русский https://goo.gl/6RBWyv но материалов здесь, к сожалению, пока немного.

При желании, здесь каждый педагог может найти для себя полезные и актуальные материалы, которыми можно делиться с детьми как непосредственно на занятиях, так и размещать в сообществах, группах в социальных сетях и т.п.





Интерактивная физика

Хочу с вами поделиться очень интересным электронным ресурсом "Интерактивная физика". Автором этого сайта является Дмитрий Блинов.  Здесь собран авторский материал по учебным предметам "Физика" и "Астрономия".
В рубрике "Модели" читатели сайта познакомятся с интерактивными моделями опытов и явлений по 5 разделам физики и по учебному предмету "Астрономия":
 
В рубрике "Плакаты" Дмитрий Блинов дает определение "Интерактивный плакат" и возможность работать с созданными им интерактивными плакатами по следующей тематике:
А вот как выглядит такой плакат по теме "1-ый закон Ньютона":
Более подробно можно познакомиться с данным ресурсом, пройдя по ссылке Интерактивная физика.




LEGO и применение знаний физических законов на практике


LEGO — одна из известнейших игрушечных компаний мира. А вот LEGO Education — это гораздо больше чем просто игрушка. Наборы, в основе которых лежит роботизированный конструктор третьего поколения LEGO Mindstorms, специально разработаны для школ и содержат не только строительные блоки и компьютерный контроллер EV3, но и интереснейшие методические пособия для учащихся и учителей.
Благодаря LEGO Education ребята на интуитивном уровне усваивают сложнейшие понятия, над которыми бьются студенты старших курсов технических вузов. Вот лишь некоторые из них:

Учительский портал

Вашему вниманию предлагаю электронный ресурс "Учительский портал". 

Здесь вы можете познакомиться с разноплановыми материалами: педагогическими статьями, портфолио учителей, видеоуроками и др.  Учебный предмет "Физика и Астрономия" состоит из следующих рубрик:
Также "Учительский портал" содержит ссылки на сайты учителей, содержит обучающую информацию, информацию о конкурсах.